Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
Статья 20. Государственный надзор и контроль
1.
Государственный
надзор и
контроль за
соблюдением
требований
охраны труда
осуществляются
федеральной
инспекцией
труда - единой
федеральной
централизованной
системой
государственных
органов.
2.
Положение о
федеральной
инспекции
труда
утверждается
Правительством
Российской
Федерации.
3.
Государственные
инспектора
труда при
исполнении
своих
обязанностей
имеют право:
беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно - правовых форм;
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять руководителям и иным должностным лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об охране труда, о привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, при необходимости приглашать их в инспекцию труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законодательства об охране труда и возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
4.
Государственные
инспектора
труда
являются
федеральными
государственными
служащими.
5.
Государственные
инспектора
труда несут
ответственность
за
противоправные
действия или
бездействие
в
соответствии
с
законодательством
Российской
Федерации.
6.
Государственный
надзор и
контроль за
соблюдением
требований
охраны труда
наряду с
федеральной
инспекцией
труда
осуществляются
федеральными
органами
исполнительной
власти,
которым
предоставлено
право
осуществлять
функции
надзора и
контроля в
пределах
своих
полномочий.
Статья 21. Государственная экспертиза условий труда
1.
Государственная
экспертиза
условий
труда
осуществляется
федеральным
органом
исполнительной
власти и
органами
исполнительной
власти
субъектов
Российской
Федерации,
ведающими
вопросами
охраны труда.
(п. 1 в ред.
Федерального
закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
(см. текст в
предыдущей
редакции)
2.
Государственная
экспертиза
условий
труда
осуществляется
в порядке,
определенном
Правительством
Российской
Федерации. (п. 2
в ред.
Федерального
закона от 20.05.2002 N 53-ФЗ)
(см. текст в
предыдущей
редакции)
3.
Задачами
государственной
экспертизы
условий
труда
являются
контроль за
условиями и
охраной
труда,
качеством
проведения
аттестации
рабочих мест
по условиям
труда,
правильностью
предоставления
компенсаций
за тяжелую
работу и
работу с
вредными или
опасными
условиями
труда, а также
подготовка
предложений
об отнесении
организаций
к классу
профессионального
риска в
соответствии
с
результатами
сертификации
работ по
охране труда
в
организациях.
Заключение государственной экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации или ее подразделения при выявлении нарушения требований охраны труда.
4.
Государственная
экспертиза
условий
труда
осуществляется
на рабочих
местах, при
проектировании
строительства
и
реконструкции
производственных
объектов, а
также по
запросам
органов
государственного
надзора и
контроля за
соблюдением
требований
охраны труда
и судебных
органов,
органов
управления
охраной
труда,
работодателей,
объединений
работодателей,
работников,
профессиональных
союзов, их
объединений
и иных
уполномоченных
работниками
представительных
органов.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
5.
Работники,
осуществляющие
государственную
экспертизу
условий
труда, имеют
право
беспрепятственно
при наличии
удостоверений
установленного
образца
посещать
организации
всех
организационно
- правовых
форм,
запрашивать
и
безвозмездно
получать
необходимую
для
проведения
государственной
экспертизы
условий
труда
документацию.
Статья 22. Общественный контроль за охраной труда
1.
Общественный
контроль за
соблюдением
прав и
законных
интересов
работников в
области
охраны труда
осуществляется
профессиональными
союзами и
иными
уполномоченными
работниками
представительными
органами,
которые
вправе
создавать в
этих целях
собственные
инспекции, а
также
избирать
уполномоченных
(доверенных)
лиц по охране
труда
профессиональных
союзов и иных
уполномоченных
работниками
представительных
органов.
2.
Профессиональные
союзы в лице
их
соответствующих
органов и
иные
уполномоченные
работниками
представительные
органы имеют
право:
осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
3.
Уполномоченные
(доверенные)
лица по
охране труда
профессиональных
союзов и иных
уполномоченных
работниками
представительных
органов
имеют право
беспрепятственно
проверять в
организациях
соблюдение
требований
охраны труда
и вносить
обязательные
для
рассмотрения
должностными
лицами
предложения
об
устранении
выявленных
нарушений
требований
охраны труда.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА
Статья 23. Ответственность организаций за выпуск и поставки продукции, не соответствующей требованиям охраны труда
Статья 24. Ответственность за нарушение требований охраны труда
Статья 25. Приостановление деятельности организаций или их структурных подразделений вследствие нарушений требований охраны труда
1. В
случаях, если
деятельность
организаций
или их
структурных
подразделений,
эксплуатация
оборудования
осуществляются
с опасными
для жизни и
здоровья
работников
нарушениями
требований
охраны труда,
указанные
деятельность
и
эксплуатация
могут быть
приостановлены
в
соответствии
с
предписаниями
руководителей
государственных
инспекций
труда и
государственных
инспекторов
труда до
устранения
указанных
нарушений.
2.
Решения,
принятые
руководителями
государственных
инспекций
труда и
государственными
инспекторами
труда, могут
быть
обжалованы в
административном
порядке или в
суд.
Обжалование не приостанавливает выполнение предписаний до принятия решения в административном или судебном порядке.
Статья 26. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда
Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основы законодательства Российской Федерации об охране труда (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1412);
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 35, ст. 1413);
Федеральный закон "О внесении изменений в пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3346);
статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2865);
пункт 2 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803).
Статья 28. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
17 июля 1999 года
N 181-ФЗ